Фантаскоп

Евгений Якубович: «Настоящая фантастика – это кривое зеркало, в котором отражается реальность…»

uakub1

– Согласны ли Вы с тем, что писательство сегодня стремительно превращается в хобби? Небольшие тиражи, низкие гонорары, прожить на которые невозможно…

Идеальный писатель, на мой взгляд, – это граф Лев Николаевич Толстой. Имение давало солидный доход, а графский титул помогал в общении с издателями. Можно было спокойно рассуждать о глобальных проблемах, не отвлекаясь на бытовые мелочи. Правда были еще огромный талант и соответствующая работоспособность.

Ну а если серьезно, положение русскоязычных профессиональных писателей и в самом деле очень тяжелое. Однако, думаю не стоит отчаиваться. Взгляните на западные страны – там практически безболезненно переходят на электронные книги. Они устраивает всех: издавать проще и быстрее, покупать в разы дешевле и удобнее. А для писателей просто ничего не изменилось – за проданную рукопись они по-прежнему получают гонорар, роялти и все что там, у проклятых буржуев, положено.

Ключевой момент в том, что читатели покупают книги, а не скачивают их на пиратских сайтах. Когда в русскоязычной книготорговле произойдет то же самое, ситуация вернется в прежнее русло. Вот только какое время займет этот процесс и сколько усилий потребуется для этого, сказать не берусь.

Писательство как хобби? Да, конечно. Но именно для любителей. Это замечательное занятие, когда можешь ему предаваться, не будучи связанным планами издательств и редакций. И не думая кому и за сколько продать готовую рукопись, потому что есть основная работа с хорошей зарплатой. Много таким образом не напишешь – так и не надо.

Я так и пишу. Писательство для меня никогда не было тяжелой работой – только в удовольствие. За эти годы я познакомился со многими интересными авторами-любителями, которые относятся к сочинительству точно также. Недавно издательство «Млечный путь» выпустило сборник рассказов «Программист и бабочка». Особенность книги состоит в том, что все авторы – программисты. Там есть мои рассказы, и рассказы моих друзей. Судя по отзывам, книга получилась очень удачной.

За десять лет выросло целое поколение писателей-любителей, многие из которых способны составить (и уже составили!) конкуренцию профессионалам. И это хорошо. От конкуренции всегда выигрывает конечный пользователь – читатели фантастики, то есть все мы.

– Согласились ли бы Вы участвовать в каком-либо издательском проекте – т.е., вести очередную сюжетную тему в мире, придуманном не вами? И, вообще, – Ваше отношение к сериальной фантастике?

Я страшно люблю Star Trek. Почти фанат. В 1996 году, когда переехал в Израиль, обнаружил, на одном из телеканалов ежедневный показ этого сериала. Это был «The Next Generation» с капитаном Пикардом и роботом Дэйта. До отъезда у меня не было видеомагнитофона, а в видеосалонах тогда показывали только боевики с карате. Я даже не подозревал, что на свете есть ТАКОЕ! Каждый вечер в пол-одиннадцатого я устраивался перед телевизором, и у меня было 45 минут полного счастья.

По-поводу участия в издательских проектах. У меня уже есть удачный опыт работы в соавторстве. Участие в большом проекте станет новым интересным опытом. Почему бы и не попробовать? Многое зависит от самого проекта, от его общей направленности, от мира в котором происходит действие.

Возьмем тот же Star Trek. Авторы создали целую Вселенную, населили ее мыслящими существами, заставили их воевать или сотрудничать. Все логично, все выверено до мелочей. В то же время корабль всегда может встретить новую планету – и тут открывается полный простор для писательской фантазии. Писать для подобного проекта сплошное удовольствие.

А вот скажем «Мир метро» меня не вдохновляет. Он недостаточно продуман и, на мой взгляд, попросту нежизнеспособен. Конечно, главный герой лучше смотрится на баррикадах с автоматом, чем с лопатой в хлеву, по колено в навозе. Но ведь на самом деле жителям метро главным образом приходилось бы заниматься именно этим. Вообще, не верится, что целая колония людей может выжить в таких условиях.

Меня уже пригласили в один из новых больших проектов, не стану пока называть его. Проект только начинают, и я жду, что из этого получится. Если будет интересно, то непременно подключусь. А просто ради заработка не стану. Это сфера деятельности профессиональных писателей. Они умеют одинаково хорошо реализовывать на бумаге и собственные сюжеты и писать на заданную тему. Потому они и профи, это их работа. А я все-таки любитель.

– Перечитываете ли Вы свои уже изданные книги? Или, – никогда?

Прежде чем ответить на этот вопрос, покопался в интернете. И нашел много интересного. Основное мнение таково: перечитывать собственные книги – опасное занятие. Оказывается, перечитывая через несколько лет свою книгу, авторы первым делом обнаруживают ранее не замеченные собственные ляпы. Потом видят, что к ним присоединились еще и ляпы редактора. К тому же, со временем взгляды писателя на то, как следует писать, меняются. В общем – ужас, ужас! И возникает труднопреодолимое желание немедленно сесть и все переписать. А поезд-то уже ушел!

Я так попался с «Санитарным инспектором». Недавно перечитал книгу, и расстроился. Потом решил сделать новую, так называемую «авторскую редакцию». Эту версию я выставил на своем сайте и только тогда успокоился.

Это случилось прежде, чем узнал, что я не первый и не последний, кто попал в эту ловушку. Теперь подобные ошибки повторять не буду. Уже изданные книги – ни перечитывать, ни переписывать!

А вот озвучку своих книг и рассказов слушаю с удовольствием. Особенно «Программиста для преисподней». Эту книгу начитал петербургский артист Борис Хасанов. Я очень благодарен ему за эту работу. Когда читает профессионал и книга звучит лучше :-)

– Вам, как читателю, какое направление фантастической литературы более всего интересно?

На мой взгляд, настоящая фантастика – это кривое зеркало, в котором отражается реальность, наша жизнь со всеми ее плюсами и минусами. В этом плане для меня эталоном фантастического произведения всегда был «Билет на Планету Транай» Шекли.

Сейчас этим эталоном стал Терри Пратчетт. Хотя с фэнтези в целом у меня отношения сложные. Например, я с удовольствием в свое время прочитал Хоббита. А вот цикл Властелины Колец меня оставил совершенно равнодушным. Тут ведь не было качественного скачка, а только количественное увеличение уже однажды написанного. Поэтому мне хватило одного Хоббита.

Мне ближе не классика этого жанра, с ее непременными путешествиями, магическими превращениями и битвами, а фэнтези юмористическая. С удовольствием прочитал МИФы Асприна и Белянинского Царя Гороха. Кстати, Белянин значительно глубже. Очень нравится в этом жанре Михаил Успенский – глубокое знание сибирского фольклора в сочетании с умением выстроить нестандартный сюжет, плюс великолепный своеобразный литературный язык и конечно море юмора.

Это не значит, что мне нравится вся юмористическая фэнтези. Юмор просто ради смеха быстро наскучивает. Настояший юмор – он как сладкая оболочка у горькой пилюли.

Думаю, никого не удивлю, если скажу, что запоем прочитал всего Лукьяненко. Кроме Дозоров – ну не трогают меня эти разборки одинаково чужих и непонятных мне существ.

Единственное что категорически отрицаю – это ужастики, особенно с вурдалаками и оборотнями. Не могу понять, откуда у современного читателя вдруг прорезался такой интерес к нечисти? По-моему это полный абсурд – читать на каком-нибудь суперсовременном iPade скачанные из интернета примитивные средневековые страшилки.

В общем, с указанной оговоркой, принимаю все направления. С условием, что написано на хорошем литературном уровне.

Игорь Розов для Космооперы.ру

Комментарии

Комментарий от Sunrise
Дата: 30 октября 2012 в 16:27

– Перечитываете ли Вы свои уже изданные книги? Или, – никогда?

Прежде чем ответить на этот вопрос, покопался в интернете. И нашел много интересного. Основное мнение таково: перечитывать собственные книги – опасное занятие. Оказывается, перечитывая через несколько лет свою книгу, авторы первым делом обнаруживают ранее не замеченные собственные ляпы. Потом видят, что к ним присоединились еще и ляпы редактора. К тому же, со временем взгляды писателя на то, как следует писать, меняются. В общем – ужас, ужас! И возникает труднопреодолимое желание немедленно сесть и все переписать. А поезд-то уже ушел!

Я так попался с «Санитарным инспектором». Недавно перечитал книгу, и расстроился. Потом решил сделать новую, так называемую «авторскую редакцию». Эту версию я выставил на своем сайте и только тогда успокоился.

Это случилось прежде, чем узнал, что я не первый и не последний, кто попал в эту ловушку. Теперь подобные ошибки повторять не буду. Уже изданные книги – ни перечитывать, ни переписывать!
———————————————–
А вот с этим утверждением можно поспорить! Яркий пример обратного – Кир Булычев с его переделкой (или доработкой – как угодно) рассказа “Перевал” в роман “Поселок”, который является одним из моих самых любимых произведений и который я считаю одним из мощнейших образцов вообще мировой фантастики. И, кстати, в его творчестве такое было не раз (в смысле, редакция более ранних вещей). А если бы Булычев придерживался философии интервьюэра?:-)))

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий!

Запросов 53, за 0,839 секунды.