Фантаскоп

Мы рождены чтоб сказку сделать былью!

1151_3

Фантастика то, чего нет в реальности, но это не значит что того не будет или никогда не было. (c)


Фантастика – что это? Как часто звучит это вопрос или крутится в умах её противников, и тем более…
приверженцев. Полагаю, даже самый маститый фантаст не даст вам однозначного ответа на него, а если и выдаст своё определение, то оно непременно не совпадёт с мнением его коллеги, ни в общем, так в частном. Вы находите сей факт странным? Я попробую изложить своё и только своё мнение, что так же далеко не аксиома, а с отдельными деталями конечно же найдутся несогласные. Но на то и дан нам разум, чтобы анализировать, обдумывать и иметь собственное мнение по любому вопросу. Лучшее мнение тем и лучшее, что закалено под молотом дискуссии. При этом для полноценной работы в кузнице разума требуется исходный материал, некая заготовка, которую я и спешу вам представить.
Фантастику многие читатели и авторы пытаются отделить от фентези, и я сам тоже отделяю сказ и приключения, когда всё автором и затеяно лишь ради тех приключений от работ, в которых вложен определённый смысл, но уж слишком зыбка грань, и действительно верно и другое мнение, что чаще проще отделить качественную работу от бредней. Хороший фантаст даже в явно фентзийный сюжет вложит смысл, ибо, как ни крути, но мы должны развлекать читателя, иначе он не станет читать скучные философствования. Именно через развлекательный, игровой момент передаётся мысль, и как не смешно, но напрашивается параллель с развивающими играми для детей. Через игру, заинтересовав читателя, завладев его вниманием, фантаст чаще всего осуществляет нравственное воспитание и обучение, делится социальным опытом, модулируя виртуальную ситуацию, которая может никогда не случится в жизни читателя, но её переживание полезно для него. В принципе, это верно для любой хорошей прозы, но фантастика обогащает читателя некоторыми научными знаниями, знакомит с различными теориями, иногда весьма оригинальными, нередко принадлежащими именно автору, а так же предлагает не стандартный взгляд на проблемы, как будущего, так и нашей действительности, не только заставляя задуматься над ними, но часто излагая возможные пути и способы их решения. Порой только фантастика даёт человеку возможность поделиться с обществом своими «изобретениями», ибо автор опережает время, технология не позволяет воплотить в жизнь его детище. Но ценны не только сами новые теории, большую нишу в фантастике занимают работы, затрагивающие теории давно известные, автор выкладывает свой взгляд на них, заостряя внимание на недостатках, «подводных камнях», проблемах при внедрении их в жизнь. Классический пример три закона робототехники А. Азимова.
Всё вышесказанное касается жанра Научной Фантастики, который по праву признан любителями фантастики «элитарным» направлением. НФ характеризуют не ирреальные миры, как в противопоставленной ей Фентези, именно в противопоставлении легче всего охарактеризовать оба направления, в НФ миры практически похожи на настоящий, в них всё, ну почти всё, подчинено законам нашего мира, а фантастикой является научное фантдопущение, фантастическое явление (явления) или изобретение, которое и делает этот мир фантастичным, главное, чтобы это допущение было объяснено с научной точки зрения, пусть и весьма натянуто. А миры магов, чародеев и эльфов не требуют особых разъяснений, чудо принимается как должное. Да, даже чудо чуду рознь, ибо есть чудеса техники, чудеса мысли и чудеса вымысла. Фантастика и фантазия пусть и стоят бок о бок имея общие корни, но это практически два противоборствующих лагеря.
Фентези чисто развлекательный жанр литературы, но имеющий очень большой спрос у читателя, а с появлением игрового кино и компьютерных игр её позиции весьма окрепли. Справедливости ради нужно отметить, что этот жанр не такой уж «пустой» как считают многие его противники, достаточно вспомнить Толкина, к тому же множество авторов пишут на стыке жанров, да и разделение порой весьма условное, причём со временем грань становится всё более зыбкой. Ещё пол столетия назад для людей фантастика разделялась на научную и сказку. А что теперь? Живая вода – по-старому сказка, а добавить, что она содержит особую биокультуру, способствующую регенерации органов и уже НФ. Ковёр-самолёт – Сказка? А если его поддерживают нанороботы и антиматерия? Кащей бессмертный – робот! Змей Горыныч – дракон, динозавр, мутант в энском поколении, охраняющий миниатюрный ядерный реактор, источник жизни Кащея. Игла – смерть Кащея, это стержень реактора, к примеру, палладиевый, без яйца, то бишь реактора, пассивный элемент. Научный и технический прогресс с каждым днём делает чудеса всё более реальными. Фантастика бесконечный мир чудес, в котором ни одно из них не похоже на другое. Со временем сотрётся грань между этими двумя направлениями, как когда-то она возникла, и только маги и эльфы останутся вечными, какими и были всегда.
Так же вспомнив фентези нельзя не упомянуть ещё один развлекательный жанр – боевая фантастика. Собственно это всё те же фентзийные романы но в техногенных условиях. Мечи, пусть и лучевые, плащи и маски, а то лук и стрелы, пускай не краснокожих, традиционно зелёных или синих, всё это кочует со старых добрых приключений времён корсаров, флибустьеров, золотоискателей, ковбоев дикого запада и т. п. На экзотическом техногенном фоне вершатся судьбы империй и опальных принцесс, доказывая вечность человеческих романтических грёз. Как и фентези жанр пользуется хорошим спросом у большого круга читателей, и ныне так же заручился надёжной поддержкой теле и игровой индустрии. Зачастую и этот жанр используется фантастами в комбинации с другими.
Ещё одну немалую долю в НФ литературе занимает социальная фантастика, когда сам фантастичный сюжет, ирреальный мир, или никогда не существовавшее явление, изобретение, отступают на второй план, фантэлемент внедряется автором лишь для того чтобы поставить общество созданного им мира в необычную ситуацию, или показывая как изменит жизнь целого социума то или иное явление, будь то природа, катаклизм, техногенная революция. Чаще всего такие произведения показывают мир нашего будущего. Фантаст как современный Нострадамус предостерегает общество от будущих ошибок. Данную тематику нельзя назвать самостоятельным направлением жанра, ибо она пронизывает практически все сочинения в духе НФ и даже затрагивает фентези и откровенно приключенческие творения. Одним из ярчайших примеров можно считать киберпанк, своеобразная антиутопия, основной сюжетообразующей темой которой является борьба с существующим режимом, с правительством или корпорацией, имеющей монополию на техногенные ресурсы.
Таким образом, несмотря на такие казалось разные направления и на ещё более мелкие деление внутри жанров, всё же они очень плотно перекликаются меж собой, зачастую так перемешиваются, что сложно произвести классификацию произведений. К тому же сама необходимость деления говорит о глобальности жанра фантастики, я бы даже разделил всю литературу на фантастику и остальное. Фантастика это субжанр, нечто наджанровое, одна из высочайших сфер литературы. Действительно, если приглядеться, существуют такие направления как литературный детектив, фантастическая сага, новелла и т. п. Миры фантастики существую параллельно многим другим литературным мирам, и, не приуменьшая значения остальной литературы, фантастика все-таки это передовая человеческой мысли, авангард сегодняшнего мышления общества.
Фантастика это множество миров, лишь одной – двумя частностями отличающийся от реальности, или в корне непохожих на таковую. Фантастика многомерный мир, где разнообразие число бесконечное. Именно потому так многолика фантастика, потому привлекает множество авторов-дилетантов, своей видимой лёгкостью, простотой написания, ибо не нужно беспокоиться о достоверности написанного, обрабатывать кучу фактов перед сочинением. Но за кажущейся простотой скрывается очень огромное, порой непреодолимое препятствие. Речь не об уровне мастерства автора как литератора, не о грамотности и качестве текста. Большинство написанного любителями (и я не исключаю себя из их числа) не имеет ценности духовной, т. к. это банальные приключения, походы в иные мира, и т. п. Авторы, увлекшись развлекательным моментом (ключевое слово момент), часто забывают о смысле, об основном предназначении художественной литературы – духовной составляющей, которая не может существовать в произведении без упомянутого ранее нравственного воспитательного элемента. Т. е. мною приемлема даже сказка об Эльфе принце-полукровке погибающего королевства, от которого зависит сохранность вселенной, если эта работа вызовет эмоциональный подъём, побудит читающего на положительные поступки, заставит поверить в себя, в свои силы, научит мечтать. Впрочем, сам я такие работы ныне читаю редко, я мечтать умею.
Фантаст – философ, аналитик, прогнозист, теоретик, изобретатель, воспитатель, творец сотен вселенных, ради улучшении одной нашей. Фантастика не способ убежать из реальности, как считают многие её противники, сторонники реализма, брезгливо называя нас сказочниками. Такое мнение породило засилье приключенческой фантастики, где НФ лишь фоновый антураж для прыщавой романтики, и фентзийных миров игрового характера, заселённых извечными эльфами с орками. Но противники «розовых облаков» забывают истинное предназначение сказок – обучать и воспитывать. Через сказки дети получают опыт социума. Сказки учат мечтать и воплощать свои мечты. Что сегодня фантастика уже завтра может стать реальностью и фантасты подготавливают общество к этому.

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!

Автор – Василий Быстров специально для ФАНТАСКОП.

Комментарии

Комментарий от egor
Дата: 18 марта 2011 в 22:54

Спасибо!

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий!

Запросов 53, за 0,808 секунды.