Фантаскоп

Там на неведомых дорожках, следы…

neand



Человечество синхронно существует в двух параллельных мирах – окружающем материальном, который можно потрогать, измерить и четко каталогизировать, и неком эфемерном мире, состоящем из огромного наследия мифов, легенд, устного народного сказания, примет и тому подобного. И населен этот второй мир волшебными и сказочными персонажами, которым в первом мире места просто не нашлось. Но если «приглядеться» к обитателям этого волшебного мира, то оказывается, что сказка перестает быть сказкой, миф мифом, а волшебство куда-то девается, уступая место все тому же материальному, а сказочные создания приобретают черты нам чуть-чуть известные.

Русские народные сказания знакомят нас с целым «племенем» так называемой «нечисти»: лешие, домовые, водяные, русалки, банники, шишиги и овинники. Знаем мы и похожих на них как по описанию, так и по модели поведения  древнегреческих полубогов – Пан, сатиры, силены и фавны. Аналогичные существа встречаются и в восточный мифологии – дэв, например. Моно-религии тоже заселили этот волшебный мир некими существами, упоминающимися в некоторых религиозных догматах – это бесы и черти. Дополнить этот список можно уже более современным упоминанием снежного человека или йети.

Как бы это не показалось на первый взгляд странным, но все эти существа, несмотря на отношение к разным культурам, вполне могут оказаться сородичами внутри одного и того же, и вовсе не сказочного, вида. А так же нам, людям, дальними родственниками.

Имеет смысл начать с исторических источников, которые по идее не должны иметь отношения ни к волшебному миру, ни тем более к йети и иже с ним. Библия, книга пророка Исайи: «И Вавилон, краса царства, гордость халдеев, будет ниспровергнут Богом, как Содом и Гоморра. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем. Не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и дома наполнятся совами; и страусы поселятся и КОСМАТЫЕ будут скакать там. …» Та же Библия: «…И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и ЛЕШИЕ будут перекликаться друг с другом…”

Среди всех перечисленных зверей известны все, кроме леших и каких-то косматых. Кто такие эти косматые скажем ниже, а по поводу леших считается, что они – это часть языческой культуры, некие мифические существа, духи-хранители леса. Так почему же о них говорится в Библии, причем в контексте, как о совершенно обычных существах, живущих именно в дикой природе?

Теперь о косматых. В древнееврейском оригинале Библии встречается термин, который в дословном переводе значит «косматые» – так он переведен в одном из пророчеств Исаии. Согласно Большой Британской Энциклопедии, этот термин – «сэирим» – имеет следующее значение: «…род сверхъестественного существа, которое обитает в пустынных местах…». Ему буквально соответствует «косматый демон горных перевалов» в древнеарабском народном творчестве и мифах. Очень интересно то, что славянские переводчики Библии применили к библейским «косматым», живущим в пустыне, русское слово «лешие», зачем-то объединив эти два понятия. Но при долее глубоком изучении этого вопроса, выясняется, что в старославянском тексте Ветхого завета древнееврейские «косматые» и русские «лешие» названы одним словом – «бесы». Совсем неожиданно, правда?

При этом логично возникает естественный вопрос – а почему в религиозной традиции бесами стали звать чертей, в смысле «антипод человека как творения божьего»? Частично ответ содержится в самом термине: «черт – тот, кто за чертой, кто противопоставлен человеку». Так же стоит заметить, что человека всегда пугали не раз описанные сверхъестественные способности этого существа,  то есть находящиеся за пределом человеческой сущности и стоящие выше его понимания.

В латинском же переводе Библии и в целом ряде переводных западноевропейских религиозных текстов для идентификации этого понятия используется древнегреческий термин которым называли полубогов – сатиры. Еще одна странность не могущая быть объясненной только неточностью перевода.

Важнейшую характеристику дает сатирам Плиний Старший в своей «Естественной истории», описывая их не как что-то мифологическое и сказочное, а как в наше время исследователь описал бы, например, гориллу: «…У сатиров, кроме телосложения, нет ничего человеческого…».

Одного мнения с ним придерживается Раймунд Луллий, знаменитый испанский богослов, философ и писатель, живший в тринадцатом веке. В книге «Великая и предивная наука богом преосвященного учителя Раймунда Люллия» он на эту тему говорит следующее: «Следует знать, что не всякое существо, имеющее образ человека, есть человек. Сатиры, или лесные косматые, подобны человеку, но не человеки. Обезьяны, лицом и многим другим человеку подобные, тоже не суть человеки. Не по плоти и лицу, но по разуму и провидению человек истинный познается».

Вот и выходит, что древние научные мужи не равняли сатиров (леших) и обезьян, а сравнивали и тех, и других с человеком, тем самым подтверждая их реальное и физическое существование.

Отдельно стоит упомянуть, что  этот вопрос не обошли стороной и русские исследователи и летописцы. Например, известное всем «Слово о полку Игореве», упоминает дэва, который предвещая неудачу походу Игоря на половцев, «…кличет врьху древа, велит послушати земли незнаеме, Вльзе и Поморию, и Сурожу, и Корсуню и тебе, Тьмутороканский бльван…». Сразу же вспоминаются некие экстрасенсорные способности приписываемые этим существам. При этом упомянутый дэв по описанию очень похож на снежного человека. В комментариях к «Слову о полку Игореве» академик Дмитрий Лихачев пишет, что «…большинство исследователей считает дэва мифическим существом (чем-то вроде лешего …)». И вот мы опять упираемся в лешего, но в данном ракурсе получается, что наши пращуры уже его как-то использовали в своих целях, вовсю эксплуатируя его паранормальные способности.

Неожиданное подтверждение этому встречается у азербайджанского поэта и мыслителя XII века Низами Гянджеви «Искандер-наме». Описывая битву румов с русами (то есть русскими) в районе предгорий Кавказа, он упоминает, что русы использовали в бою дэва, привязанного за ногу цепью и вооруженного большой железной палкой с крючком. Там же упоминается еще одна интересная особенность – дэв предпочитает спать на ветвях деревьев, именно это и позволяло русам пленять его, подкрадываясь к спящему, опутывать его веревками, стягивать с дерева и впоследствии «приручать». А как известно именно некоторые приматы предпочитают спать на деревьях. Здесь уже речь идет о эксплуатации выдающихся физических свойств этих существ.

Уже существенно позже в “Описании древнего славянского языческого баснословия” Михаил Попов пишет про домовых: «…Сии мечтательные полубоги у древних назывались гениями, у славян защитителями мест и домов, а у нынешних суеверных простаков почитаются домашними чертями…».

Отдельно стоит упомянуть труд Карла Линнея «Система природы», изданный в 1804 году в России на русском же языке. За несколько лет до рождения Чарльза Дарвина он вполне аргументировано поместил человека в один отряд с обезьянами. Но самое интересно то, что описывается обезьяна как таковая и не один, а два вида человека: «Человек разумный, или дневной» и «Человек ночной, или троглодитовый (пещерный)». И именно этот «человек троглодитовый» и представлен автором «Системы природы» как необходимое связующее звено, объединяющее Homo sapiens с обезьянами отряда приматов. Знаменитый академик Александр Севастьянов, член Петербургской Академии наук, готовивший эту книгу к изданию, пишет: «Что сие животное не есть вымышленное или вновь открытое, достаточно доказывали древние и новейшие писатели. В древнейшие времена известен был некоторый особый род человека, которого ставили в средине между человеческим и звериным родом и называли сатиром. Древние стихотворцы сделали из них полубогов и называли их фавнами… Плутарх пишет, что Сулла получил некогда такое животное в подарок, а Диодор Сицилийский уверяет, что тирану Дионисию присланы были несколько сатиров, имевших длинные волосы… Достойно посмеяния мнение раввинов о сем предмете, ибо они думают, что Бог занимался сотворением сего животного накануне субботы и что ввиду краткости времени не успел его сделать совершенным человеком… Может быть, о сих-то животных Священное Писание упоминает под разными именами духов».

То есть получается, что вся мировая культура, история, религия и фольклор щедро «заселены» этими существами и нашими предками воспринимались как нечто само собой разумеющееся. Славянская культура в этом вопросе, как уже было сказано выше, особняком не стоит и ее нельзя представить без леших, шишиг, домовых, русалок и прочей «нечисти» (будем называть их пока так). Но при доскональном прочтении славянского же фольклора открываются совершенно неожиданные детали, указывающие на связь «нечисти» и прочих мифологических существ, которые перечислены вначале, с тем, кого мы знаем сегодня как снежного человека.

В книге, выпущенной в 1848 году в Санкт-Петербурге «Быт русского народа» А.В.Терещенко пишет, что «многие с божбою утверждают, что им случалось много раз видеть русалок».

Максимов С.В., в собрании сочинений  выпущенных там же в 1912 году пишет: «…а позднее люди говорили, что «перевелась, говорят, ныне эта погань. Вот деды рассказывали, что в те поры, когда и лесов было больше, и болот с трясинами, так и не ходи лучше ночью в лес: повстречает тебя эта дрянь-то, да и все тут».

Так получается, что лешие и русалки реально обитали почти везде, где обитал и обычный человек? Неожиданно, но в некоторых местах для человека они были даже более естественны, чем другие его ближайшие родственники – обезьяны. Вот одно из таких свидетельств писателя и исследователя К.К.Платонова, которое он описал в книге «Психология религии» вышедшей в 1967 году: «…Мне приходилось беседовать со старым забайкальским охотником, который говорил: «Не знаю, есть ли на свете обезьяны, может, их выдумали, а вот лешего я своими глазами видел, и не один раз».

В Западной Сибири даже сейчас нередки рассказы о человекоподобном лохматом диком мужике в золотой кольчуге и с золотым лбом – скорее всего эти рассказы сложились об огненно-рыжем йети. В Средней Азии для таких существ есть даже специальное название, которое переводится как «медные когти, медный лоб», что дополнительно подтверждает ареал распространения рыжих йети по территории, охватывающей Западную Сибирь, Среднюю и часть Юго-Восточной Азии.

Отдельно стоит упомянуть, что в народе считалось, что лешие, водяные и русалки – это разнополые представители одного и того же вида, и поэтому народная культура не делает разницы между ними. Образ же русалки как некой сексапильной дамы с зелеными волосами, большой грудью и хвостом типа рыбьего появился в художественной литературе существенно позже и гарантированно является полностью вымышленным. Но так же в литературе встречаются и более-менее достоверные описания встреч с русалками. Например, Иван Тургенев в своем рассказе «Ужас» описывает либо свой собственный опыт встречи с таким существом, либо опыт некого рассказчика, с которым он был, скорее всего, близко знаком.

«Будучи еще молодым, он как-то охотился в русском лесу. Он бродил весь день и к вечеру вышел на берег тихой речки.  Раздевшись, он бросился в нее. Он был высокого роста, силен, крепок и хорошо плавал.  Вдруг чья-то рука дотронулась до его плеча. Он быстро обернулся и увидел странное существо, которое разглядывало его с жадным любопытством. Оно было похоже не то на женщину, не то на обезьяну. У него было широкое морщинистое гримасничающее и смеющееся лицо. Что-то неописуемое – два каких-то мешка, очевидно груди, – болтались спереди; длинные спутанные волосы, порыжевшие от солнца, обрамляли лицо и развевались за спиной. Он почувствовал дикий страх, леденящий страх перед сверхъестественным. Не раздумывая, не пытаясь понять, осмыслить, что это такое, он изо всех сил поплыл к берегу. Но чудовище плыло еще быстрее и с радостным визгом касалось его шеи, спины и ног. Наконец молодой человек, обезумевший от страха, добрался до берега и со всех ног пустился бежать по лесу, бросив одежду и ружье. Страшное существо последовало за ним; оно бежало так же быстро и по-прежнему взвизгивало. Обессиленный беглец – ноги у него подкашивались от ужаса – уже готов был свалиться, когда прибежал вооруженный кнутом мальчик, пасший стадо овец. Он стал хлестать отвратительного человекоподобного зверя, который пустился наутек, издавая крик боли. Вскоре это существо, похожее на самку гориллы, исчезло в зарослях».

Очень показательно то, что исторические, литературные свидетельства и рассказы современных очевидцев по своей сути абсолютно непротиворечивы. Это относится к описанию внешнего вида, размера, роста и прочее. Описания современников соответствуют современным же представлениям о генетике и экологии приматов и не зависят от национальности, возраста, пола и вероисповедания очевидца.

Проведенный анализ исторических и литературных источников, мифов и легенд позволяет восстановить ареалы обитания, повадки и внешний вид, образ жизни и способы отношений с окружающим миром, в том числе и с людьми, этого вымирающего существа, причем характер описания (то есть степень реальности) зависит от степени давности события. А то, что это существо вымирает, очевидно, так как все источники описывают, как правило, мужских особей, редко женских и уже крайне редко детенышей. И именно поэтому человек сталкивается с ним все реже и реже.

В качестве примера можно сказать то, что в преданиях народов нашего севера и Аляски есть упоминания о «громадном мохнатом звере с двумя рогами и одной длинной рукой вместо носа». Речь, естественно, о мамонте. Его исчезновение произошло не единовременно, поэтому упоминания о нем в легендах одних народов носят весьма смутный характер, и образ зверя снабжен многими фантастическими подробностями, а в других местах, где мамонт выжил более длительное время, его описание полностью реально. А легенды и мифы являются часть памяти людей о мамонте, который был известен их прямым предкам как источник существования и предмет охотничьего промысла.

Но вернемся к теме нашего повествования. Судя по легендам, дэвы, лешие, кикиморы, русалки и прочая «нечисть» исчезала постепенно, а их реальный образ так же постепенно приобретал фантастические черты. А в тех местах, где эти создания встречаются и сейчас, ничего сказочного в описаниях очевидцев нет – ни русалочьего хвоста, ни рогов. Некоторые районы Сибири, например, или Гималаи, до сих пор приносят какие-то обрывочные известия на эту тему. Как уже говорилось ранее, там их знают как снежного человека или йети. А что это именно те самые дэвы, лешие и иже с ними, сомневаться не приходится.

Весь этот вид «нечисти» имеет некоторые отличительные признаки, объединяющие их и позволяющие как-то идентифицировать.

Во-первых, это сильно косматые волосы, часто имевшие зеленый оттенок, и «рыбий хвост». Д.К.Зеленин в книге «Очерки русской мифологии», выпущенной в 1916 году, указывает на то, что распущенные по плечам длинные волосы – одна из основных отличительных особенностей русалок или лешачих. Скорее всего, зеленый цвет волос русалок и водяных связан с тем, что они очень любят купаться в пресных водоемах и пачкают волосы ряской и водорослями. Страсть же их к купанию отмечают практически все народы (что указывает на их чистоплотность) – они великолепные пловцы и ныряльщики, гораздо лучшие чем люди. Как отдельный довод можно сказать, что русалок, чаще всего замечали около воды, где они сидели и расчесывали волосы гребнем. Эти гребни находили. Они оказывались рыбьими хребтами. Оригинальное приспособление, но выполненное в духе первобытных орудий труда.

Причем по характеру описания русалок в фольклоре можно отследить, насколько давно они вымерли на данной территории: чем древнее  легенды, тем русалки более красивы и рыбообразны. А чем ближе к нашему времени люди встречались на той или иной территории с русалками и водяными, тем более реален их облик, например, народные описания их в Зауралье: «На вид водяные, говорят, черные, и все в шерсти», «Водяник – высокий, здоровенный мужик; с лица он черен, голова у него как сенная копна».

Вторым важнейшим признаком является волосяной покров по всему телу. Причем шерсть описана самых разных оттенков – от белого (например, с Белым Дэвом борется Рустам, герой поэты Фирдоуси «Шахнамэ») до черного. Но встречаются и пепельные, «русоволосые», рыжие, пятнистые (что может служить косвенным признаком вырождения вида). Густой волосяной (шерстяной) покров говорит о том, что это существо привыкло жить в холодном климате, и многие народные и летописные названия – «косматик», «лохматка», «волосатики» – применялись и к русалкам, к чертовкам и к лешим.

Третья присущая им черта – запах. Можно даже сказать просто несусветная вонь. Это отдельно отмечают очень многие летописцы и очевидцы. Есть мнение, что именно за несусветную вонь лешего, или черта, как раз и прозвали «нечистым», попросту – «немытым»! Но это с нашей, человеческой, точки зрения. А раньше мы отмечали так же особо описанную чистоплотность этих существ. На основании чего можно сделать вывод, что это запах самого существа, результат работы его желез, а не свидетельство его нечистоплотности. Так пахнут некоторые животные, козлы, например.

Четвертым и важнейшим качеством, характеризующим этот вид, являются парапсихологические способности. Тут имеет смысл остановиться поподробнее. Всем этим существам приписывается способность «отводить глаза», представляться кем-либо другим, но не собой лично. Домовой, к примеру, принимает образ простого мужика, или старика, или черного и очень лохматого человека. Леший же, чаще всего предстает в виде благообразного старичка, подсаживается на сани или на телегу. Аналоги этим легендам можно найти в Грузии – там очокочи вскакивает на лошадь позади всадника, в Якутии речь идет об оленьей упряжке, и во многих других местах. Судя по всему человеческий способ передвижения часто использовался «нечистью» в своих целях. Такой бесплатный общественный транспорт своего рода.

В рамках обсуждения этого парапсихологического качества отдельно стоит упомянуть, что ученому, одному из самых известных исследователей реликтового гоминоида Б.Ф.Поршневу, принадлежит предположение, что йети обладает сильнейшими способами биологической защиты, какими, кстати сказать, должны были владеть и представители предчеловеческого социума, судя по остаткам таких способностей у отдельных представителей современного человека. До развития словесного языка человек, как считал Б.Поршнев, повсеместно обладал параспособностями: телепатией, ясновидением, суггестией. Развитие речи переключило наше мышление на левое полушарие и за приобретение дара речи мы с лихвой заплатили утратой интуитивного, то есть правополушарного восприятия мира.

Б.Ф.Поршнев считал, что реликтовый гоминоид обладает суггестией, т.е. волевым внушением. Вот почему очевидцы утверждают, что «снежный человек» разговаривал с ними не разжимая губ. Они не видели артикуляции. На вопрос, на каком языке шел разговор, чаще всего отвечают: «Не знаю, но я его понимал».

Умение затаивать то, что некоторые называют биополями, чтобы не быть почувствованным и обнаруженным – одно из самых чудодейственных свойств этого существа, которое особенно роднит его с представлениями о неведомой, непознанной силе. Оно-то, скорее всего и помогло ему скрываться от человека в течение тысячелетий. Правда как он при этом скрывал свой запах остается непонятным.

Итак, в народном творчестве и в древних летописях стоит почти что знак равенства между лешим, русалкой и прочей лесной или домовой нечистью, которая органично включена в народную бытовую культуру (с одной стороны), бесами и демонами как персонажами народной мифологии (с другой стороны), и обезьяно-человекоподобными существами, составляющими особый вид и являющимися принадлежностью исключительно нашего материального мира (с третьей стороны). Такое родство отражено и в языке. К примеру, чуваши употребляют для этих существ такие названия – «арсури» (получеловек), «упате» (обезьяна). Таджики демона Албасти описывали похожим на обезьяну (маймун), а в словаре Макса Фасмера, изданном в 1964 году, на слово «бес» приводятся следующие связи: «Исконно-родственно лит. baisa – страх, baisus -отвратительный, мерзкий, ужасный, foedus – мерзкий, греч. питекос – обезьяна».

Получилась прямо-таки «международная» связь нечистой силы с обезьяной с одной стороны и человеком, с другой.

А многие ученые и исследователи проводят определенную связь между вымершим давным-давно неандертальцем и описанным выше снежным человеком. Причем стоит заметить, что генетические следы неандертальца есть и у современного человека. Американские антропологи, изучавшие ДНК современных людей, установили, что человечество дважды, примерно 60 и 45 тысяч лет назад, пережило всплески генетического разнообразия, вызванные, скорее всего, скрещиванием с какими-то близкородственными видами людей. На роль этого вида больше всего подходят неандертальцы. Так что, скорее всего, имело место скрещивание людей (кроманьонцев) и неандертальцев, что легко объясняет некоторые парапсихологические способности у некоторых современных людей.

Несмотря на то, что у большинства исследователей, занятых в проекте, было предвзятое отрицательное мнение по поводу возможности скрещивания людей и неандертальцев, им пришлось, опираясь на результаты опытов, согласиться, что скрещивание всё же происходило. Оказалось, что геномы людей и неандертальцев отличаются всего лишь на 0,16 процента. Кажется, что эти отличия невелики, но они связаны, например, с функциями кожи и желез (описанный выше запах), мыслительной деятельностью (описанная выше работа правого и левого полушарий мозга) и энергетическим обменом (парапсихологические свойства).

Так что получается вот такое неожиданное продолжение старинных сказок и легенд.

Автор статьи – Сергей Маэстро специально для проекта ФАНТАСКОП.

Комментарии

Комментарий от kazinik
Дата: 20 мая 2011 в 21:48

Имеет смысл добавить:
Неандертальцы и другие гоминиды вымерли (скорее всего), но во многих из нас живёт их частичка. В частности, установлено, что в геноме разновидностей Homo sapiens содержится от 1 до 4 % неандертальских примесей. А вот в геноме коренных народов Африки их нет, что подтверждает со всей очевидностью: скрещивания произошли после того, как люди переселились из Aфрики в Европу и далее везде. Геном неандертальцев оказался больше похож на геномы европейцев, азиатов и папуасов. Может быть в этом причина того, что белый человек и желтая раса гораздо больше склонна к творчеству чем негроиды?

Комментарий от Wassillevs
Дата: 23 мая 2011 в 4:40

А запах и зеленоватый оттенок шерсти может объясняться и другой причиной – у ленивцев в волосяных покровах растут водоросли, кстати, у большинства описаний русалок общим признаком является эелёные или зеленоватые волосы, что скорее всего и отождествляло существ с водой либо болотом. А частые встречи людей с существами около водоёмов тоже обьяснить просто, у воды местность более открытая, да и животные тоже всречаются чаще на водопое, чем в густом лесу, где их и заметить сложно, и скрыться им проще.

Комментарий от roma
Дата: 31 мая 2011 в 9:12

У негров нет примесей неандертальца? Во странно, никогда бы не подумал…..

Комментарий от egor
Дата: 18 июля 2011 в 10:13

Нда…. пошел переосмысливать базовые знания….. Спасибо!

Запросов 68, за 0,904 секунды.